kalendar5

#apologetika

КАЛЕНДАРНАЯ ПРОБЛЕМА - Часть Пятая


Вскоре произошло событие, которое стало переломным моментом в истории Истинно-Православной Старостильной Церкви Греции. В 1925 году в канун Воздвижения Животворящего Креста Спасителя нашего вокруг часовни старостильного монастыря святого апостола Иоанна Богослова в пригороде Афин собрались более двух тысяч истинно-православных верующих. Около одиннадцати вечера власти направили к церкви батальон полиции, «чтобы предупредить всякие беспорядки, могущие возникнуть при таком большом скоплении людей». Собравшихся было слишком много, чтобы полицейские могли предпринимать какие-либо открытые действия или арестовать священника, и поэтому они смешались с толпой богомольцев, уже переполнявшей церковный двор. И тогда, независимо от истинных мотивов их присутствия там, против их собственной воли, но по Воле, превосходящей всякую человеческую власть, они стали причастниками Чуда Божия. В одиннадцать тридцать начал появляться в небе над церковью в северо-восточном направлении яркий сияющий Крест из света. Свет не только освещал церковь и верных, но в его лучах звезды на чистом безоблачном небе потускнели, и церковный двор был залит почти вещественным светом. Очертания самого Креста светились особенно ярко, и можно было ясно видеть, что это византийский Крест с наклонной перекладиной у основания. Это небесное чудо продолжалось полчаса, до полуночи, а затем Крест начал медленно подниматься вертикально, как это происходит с крестом, который держит в руках священник при совершении чина Воздвижения Креста в храме. Встав прямо, Крест стал постепенно исчезать. Вся толпа пала ниц на землю со слезами и начала петь песнопения, славя Бога едиными устами и единым сердцем. Среди тех, кто плакал, были и полицейские, внезапно открывшие в глубине своих сердец детскую веру. И толпа верующих, и батальон полиции превратились в единую овчарню верных. Все были охвачены священным исступлением. Бдение продолжалось до четырех часов утра, когда весь этот людской поток устремился назад в город, неся весть о чуде, от которого все трепетали и плакали.


Весть об этом небесном видении чрезвычайно быстро распространилась по всей Греции. Под ее воздействием множество новостильных христиан, сочувствовавших исповедникам православного календаря, но до сих пор не решавшихся официально отложиться от отступнической иерархии, перешли в лоно Истинно-Православной Церкви. 


В Великий Четверг 1926 года четыреста пятьдесят афонских иноков во главе с иеромонахом Арсением (Коттеасом) подписали воззвание против григорианского календаря и создали «Афонскую священную лигу отеческого календаря». В том же году лига объединилась с афинским «Греческим религиозным обществом истинно-православных христиан», возникшим на основе «Ассоциации православных». 


Архиепископ Хризостом, опираясь на революционный полицейский аппарат, развернул жестокое преследование старостильников. По всей Греции началось насильственное закрытие истинно-православных храмов и монастырей. Греческая Церковь вновь, как в эпоху османского ига, стала рождать в вечность новых мучеников и исповедников Православия. Но на сей раз мучителями и убийцами оказались уже не иноплеменные и иноверные турки, но единоплеменные и единоверные греки… 


В 1926 году церковному суду и изгнанию были подвергнуты четыре монахини монастыря святой Пелагии на острове Тинос. В селе Никитас в Халкидики полиция арестовала и заключила в тюрьму архимандрита Илариона (Узунопулоса). В ноябре 1927 года в селении Мандра в Аттике местные власти попытались арестовать священника. Прихожане встали на защиту своего пастыря, и в столкновении с полицией мученическую смерть приняла молодая женщина Екатерина Руттис. В Фессалониках по приказу новостильного митрополита был арестован священник Сергий Лиурас. Спустя восемь лет по его же указанию исповедник был схвачен повторно и избит полицейскими так, что через несколько дней скончался. 


Среди афонских исповедников прославились своей твердостью монах Аввакум и иеромонах Матфей (Карпадакис), основавший в Аттике после бывшего ему Божественного видения Богородицкий женский (в 1927 году) и Преображенский мужской монастыри. Ревнителями Православия показали себя праведный Николай, священник Афинский и преподобный Иероним, иеромонах Эгинский.


Первые десять лет своего существования Истинно-Православная Церковь Греции провела, не имея ни одного епископа. Хотя среди архиереев Элладской церкви и было немало сочувствовавших старостильникам, однако никто из них поначалу не осмелился открыто встать на защиту Священного Предания Церкви и отложиться от архиепископа Хризостома.


Гонения на защитников старого стиля начались и в Румынии. И здесь противоборство нововведениям и их неприятие оказали в массе своей мiряне. Из всего румынского епископата только двое епископов воспротивились введению нового стиля: митрополит Буковинский Виссарион (Пую), который подвергся гонениям и в итоге был изгнан из страны, и митрополит Бессарабский Гурий (Гросу), которого Мирон (Кристя) насильно лишил кафедры в Кишиневе и отправил под домашний арест в Бухарест. 

Из двухтысячной братии Нямецкого монастыря, где в XVIII в. подвизался преподобный Паисий Величковский, только несколько иноков, в числе которых были иеромонахи Гликерий (Тэнасе), Памва, Варух, Гимнасий, Зосима, Гамалиил и Дамаскин, остались верны православному календарю. В награду за введение нового стиля в Румынии митрополит Мирон (Кристя) получил от Константинопольского престола патриарший сан.


Мужественно боролись против введения григорианского календаря в те годы и русские монахи Валаамского монастыря.


В это время истинно-православные христиане Греции, наконец, обрели епископат. В 1934 году они обращались с просьбой о его восстановлении к РПЦЗ, однако митрополит Антоний Храповицкий в попытках сохранить хорошие взаимоотношения с Константинополем (а в большей степени – с благотворительными западными организациями, которые финансировали его Синод) им отказал.