Andreas

Житие Блаженнейшего Андрея, Архиепископа Афин и Всея Эллады


Приснопамятный архиепископ Афин и всея Эллады Андрей (мирское имя - Дмитрий Анестис, Δημήτριος Ανέστης) родился 24 сентября 1915 года в селении Колака Аталантис от благочестивых родителей Георгия и Асимины. Начальное образование он получил по месту рождения, потом начал заниматься сельским хозяйством и прилежно относился к своей духовной жизни.

Во время больших гонений против Церкви Истинно-Православных Христиан Архиепископ так писал о раннем периоде своей жизни в дневнике (Кирикс Экклисиас Орфодоксон, ноябрь/декабрь 1950, стр. 21-26):

«С детства, я всегда ощущал призвание к божественному. От своих родителей (занимающихся сельским хозяйством) получил христианское воспитание и начальное образование. По выполнении своих обязанностей к отечеству, после военной службы, сразу решил посвятить себя Богу. Исследуя вопросы православия, согласно тому, чему меня учили родители, и так как следовало, принял решение выполнить мой долг и мое призвание на земле в рамках Церкви Истинно-Православных Христиан. Пришёл под омофор его Высокопреосвященства Матфея, епископа Вресфенского, борьбой которого восхищался – приснопамятный Матфей был тем иерархом, которого я искал. Поэтому я принял монашество в Свято-Преображенском монастыре в Куваре, Аттика.»

Отслужив в армии, в 1938-ом году, когда ему было 23 года, молодой Димитрий стал послушником в Свято-Преображенском монастыре, под духовным руководством ктитора монастыря, епископа Вресфенского, (впоследствии Архиепископа Афин и всея Эллады) Матфея Ι. После трехлетнего испытания, пострижен в рясофорного монаха 1 января 1940 г., получив имя Василий. В тот же день он рукоположен в сан диакона – старцем и духовным отцом епископом Матфеем.

Немного спустя, 11 июля 1940 г. он получил и великую ангельскую схиму.

В течение Второй мировой войны диакон Василий был призван на службу в армию 15/28 октября, вместе с ещё 60-ю другими отцами из монастыря.

Он лично записал о данном исторически важном моменте в своём дневнике:

«Поскольку состоял диаконом, отказался взять ружие, и они посадили меня под арест втечение приблизительно одного месяца, до начала судебного процесса перед военным судом в г. Янина, за отказ носить оружие. Военный судья полковник, чрезвычайно гневавшийся на меня, считал меня хилиастом (свидетелем Иеговы). На своей защите, я сам объяснил, что не желаю брать ружья, ибо являюсь священнослужителем, но что добровольно пойду на линию фронта, единственно со своим Крестом. Мое объяснение удовлетворило суд и меня признали невиновным.»

Диакон Василий служил своему отечеству в армии при передвижении войск, вплоть до падения фронта в апреле 1941 г., когда вернулся в свой монастырь.

5 июля 1941 г. рукоположен в сан священника в известной часовне Святой Троицы, в Свято-Богородичном монастыре в Кератее, Аттика. При рукоположении он получил новое имя, Афанасий, от своего старца – епископа Матфея. Произведён в духовника 1 мая 1942 г.

Монастырь был местом его пребывания, но время от времени он выезжал на приходы в областях: Фивы, Агии Анаргирос, Ларису, в основном Пелопонес, Аргос, Парфенио, Триполи и Спарту.

Что касается его службы священником в время немецкой оккупации и гражданской войны, в дневнике им записано следующее:

«1942 год. В селе Кутси Навплион, служил таинство Елеосвящения, когда трое свирепых повстанцев-партизан вторглись в дом и увели меня с собой в трехчасовой пеший переход. Мы вошли в какое-то село, в огромное подземное помещение, где располагалось 15 «капитанов» с бородами. На допросе, я ответил, что являюсь иеромонахом Свято-Преображенского монастыря, и что по указанию владыки совершаю Богослужения для верующих христиан (Исповедь и Святое Причащение). Они приговорили меня к смертной казни, но должны были показать меня их главному штабу. В тот момент молодой «капитан» подошёл ко мне и взял у меня благословение. Остальным сказал, что я ему знаком и что я регулярно приходил сюда. Они приказали мне идти до его дома. Там его мать (которую я многократно исповедовал) оказала большое гостеприимство и утром угостила нас всеми возможными яствами. Если бы Бог не привёл бы этого «капитана» сюда, никаким образом не избежал бы смерти.»

«Июнь 1943 г. Его Преосвященство направил меня в область Фивы. В селе Ксерономис повстанцы снова арестовали меня, и увели в школу, где сами располагались. Обвинили меня, что я виноват и приговорили, ибо в моём паспорте была печать Итальянцев из Коринфа. Православные, когда узнали об этом, во множестве собрались, вступили в школу, учинили большое волнение и, вследствие этого, я был освобождён.»

«Октябрь 1943 г. Путешествовал в Спарту. По дороге меня похитили повстанцы и увезли в селение Арахова, в очередной раз в большой подвал. До того, как вошли туда мне сказали: «имеем и других попов здесь». Все они были капитанами с бородами и после допроса осудили меня на смерть. Но тогда девушка 20-ти лет, знакомая с немцами в органах управления в Триполи, разведчик повстанцев, как только я вошел, взяла у меня священническое благословение и сказала, что знает меня. У неё было такое влияние на них, что они оставили меня полностью в её власти.»

«Май 1944 г. Был я в селе Зограну в Спарте. Поздно ночью я совершал Елеосвящение, когда двое жандармов вторглись и бросили освященый елей на пол и приказали мне следовать за ними тотчас. Вывели меня за село и бросили на гумно, начав допрос. Меня мучили, но некто, приглашённый ими из окрестности свистом, пришёл вовремя и узнал меня. Так что Благодать Божья избавила меня и от этой очередной опасности.»

Высокопреосвященный митрополит Перистерии Галактион, познакомившись с отцом Афанасием в своём родном месте, Ахладокамбо, Арголида, во время оккупации описал следующее проишествие: где-то в 1943 году отец Афанасий совершал похороны верующего Дмитрия Гамилия в Ахладокамбо. После похорон новостильный священник из деревни Георгий Псухогиос повстречал его на железнодорожном вокзале и дерзко оскорбив его, ударил в лицо. Отец Афанасий не ответил, но позже дерзкий клирик был наказан Божественным правосудием. Его арестовали силы повстанцев, и он находился в плену в военном лагере Вутина около трех месяцев.

Перед Пасхой 1942 г. владыка Матфей пригласил братьев из Преображенского монастыря, собраться на вечерю любви. Иеромонах Афанасий записал в своём личном дневнике по поводу этого собрания: «собралось 170 отцов, вместе с игуменом отцом Гедеоном» (идёт речь о бывшем игумене монастыря Ксенофонт на Афоне, архимандрите Гедеоне Пасии, позже еп. Тримифунта Спиридоне).

В 1947 г. владыка Матфей назначает его духовником для братий Свято-Преображенского монастыря (административно находящемся в районе деревни Кувара), и одновременно - для монахинь монастыря Введения во Храм Пресвятой Богородицы (в районе деревни Кератеа).

В 1948 г., в течение исторических епископских рукоположений, иеромонах Афанасий становится епископом Патры. Рукоположил его приснопамятный епископ Вресфенский Матфей Ι, совместно с епископом Тримифунта Спиридоном (†1963), 13-ого сентября 1948 г., в храме святого Илии пророка, в Свято-Преображенском монастыре, - тогда же он получил имя Андрей.

В великих гонениях против Церкви ИПХ в 1950-1956 годах, поднятых новостильным «архиепископом» Афин Спиридоном Влахосом, при поддержке греческого правительства, - владыка Андрей был арестован и посажён в тюрьму с 1 ноября 1950 до 18 сентября 1951 г.

Заключение не воспрепятствовало его пастырской деятельности. Об этом свидетельствует Георгий Карангуни, тогда молодой послушник, (впоследствии иеромонах Тарасий, нынешний митрополит Верии и Науссы), навестивший его в тюрьме Хаджикоста. Владыка Андрей вдохновил его для выбора монашеской жизни и дал ему имя Святого Тарасия, патриарха Константинопольского, с благословением последовать примеру борьбы великого отца Церкви за Православную Веру.

После его освобождения из тюрьмы остановился в Свято-Богородичном монастыре в Кератее, предался аскетическим подвигам, полностью посвятив себя выполнению своих епископских обязанностей. Подчёркиваем, что владыка Андрей, уже с 1947 г., духовник мужского Преображенского и женского Богородичного монастырей, после упокоения своего духовного отца Архиепископа Матфея в 1950 г., унаследовал духовное руководство обеими монастырями. В Богородичном монастыре за всё время от 1950 до 1995 (когда «раскол пятерых» внёс рознь в монастырь), его Преосвященство епископ Патр, (впоследствии его Высокопреосвященство архиепископ Афин), был духовным и административным смотрителем монастырей, исповедовал, постригал в монашество всех монахинь без исключения, был ответственным за епитимии всем монашествующим, даже игуменьи. Проверял и подписывал приходно-расходные книги монастыря. Следил за выполнением монастырского устава, а в чрезвычайных случаях вводил поправки к уставу.

С 1 ноября 1950 по 18 сентября 1951 годов находился в заключении в тюрьме Хаджикоста. После освобождения вернулся в Аттику, продолжая исполнять духовнические обязанности мужского и женского монастырей.

21 ноября 1955 г. «единодушо и единогласно с выбором святейшего Монастыря» на пост игуменьи поставил «легендарную исповедницу Ефросинию Мендрину, до этого времени экономку» (КГО, ноябрь 1995). В 15 апреля 1981 г. на пост игуменьи поставлена монахиня Эпистимия Аламани.

После кончины игумении Эпистимии, 13 сентября 1993 г. поставлена игуменья Нектария Каракуни. В 1995 году, после её низвержения на церковном суде (она приняла сторону "раскола пятерых"), назначает сестру Макрину Зоту, после её упокоения (2004 г.) он поставил игуменьей Синклитикию Цакироглу.

Духовный и управленческий порядок Богородичного монастыря поддерживается согласно решению Святого Синода под №227/15.11.1967. В нём указывается, что духовником монастыря назначается иеромонах Иоаникий Бетани, «как помощник ответственного епископа и канонического настоятеля в святом монастыре высокопреосвященнейшего Андрея».

В Свято-Преображенском монастыре 6 августа 1955 г. на должность настоятеля поставлен архимандрит Лазарь Афанасиу (ставший епископом Вресфены в 1973 г.). А после успения еп. Лазаря, архимандрит Стефан Цакироглу поставлен игуменом 22 января 1990 г., по сегодняшний день успешно руководящий знаменитым монастырем.

Его Преосвященство, как епископ Патрский:

- участвовал в заседаниях Святого Синода, когда назначался блаженный глава Церкви ИПХ, архиепископ Афин Матфей I (Вресфены, в 1949 г.) и Агафангел (из Тиноса, в 1958 г.).

- а также, при выборе епископов Мессины – Хрисостома, Триккии и Стагона – Виссариона, Фивы и Леваиды – Иоанна, Аттики и Мегары – Мелетия, Вресфены – Матфея II (1952), Пирея – Анфима (1956), Саламины – Феоклита, Тиноса – Агафангела (1957), Мессины – Григория (1958). Участвовал во всех перечисленных выше рукоположениях.

- по распоряжению Святого Синода рукоположил в сан епископа Мессины Хрисостома (в 1952 в святом Монастыре Святых Архангелов в Аттике, при сослужении владыки Каллиста, еп. Коринфа) и Епифания в сан еп. Китиона (1956, в том же монастыре при сослужении владык Каллиста и Виссариона, еп. Триккии и Стагона).

- он также стал участником исторического освящения Святого Мира (на Великий Четверг 1958 г. в святом монастыре в Кератее, под председательством блаженного Архиепископа нашей Церкви Агафангела) и собранию священников и верующего народа в среду Преполовения Пятидесятницы 1959 года, в том же монастыре (участвовало 68 священнослужителей и около 72 мирян).

- подписал синодальный акт об осуждении масонства (25 ноября 1949 г. под архиепископом Матфеем I) и хилиазма (свидетели Иеговы) 10 июля 1963 г., под председательством архиепископа Агафангела.

- он также присутствовал и на большом и важном собрании священнослужителей Церкви ИПХ 2 июля 1964 г., которое занималось так называемым «диалогом на Родосе» (в церкви Успения Богородицы, Калифеа, район Афин, под председательством архиепископа Агафангела, см. КГО август/сентябрь 1964, стр.13-14), а также и на всех собраниях священников, созываемых архиепископом Агафангелом.

- в 1958 году он посетил гору Афон, в сопровождении архимандрита Хрисостома Фотаки (монастырь Эсфигмену и Великая Лавра святого Афанасия, Керазия и пик Афона).

- в 1961 возглавил печатные органы «Священные сокровищницы» и «Сокровищницы священной борьбы», сформированные в то время.

- в 1967 году (7-ого апреля) после упокоения архиепископа Агафангела согласно решению Святого Синода стал временным местоблюстителем архиепископского престола, а также председателем Синода.

В период временного возглавления он созывал священнические собрания в течение 1967 года (май, церковь Успения Богородицы, Калифеа, Афины) и в 1969 (июль, та же церковь).

В 1972 году, провозглашён Архиепископом Афин и всея Эллады, с титулом "Блаженнейший". Его назначение произошло 18 мая 1972 г. в храме св. Иоанна Предтечи в Руфе (Афины). На трон Первоиерарха был возведён 22 мая в церкви Успения Богородицы в Калифее.

За время первоиераршества Его Блаженства произошли выборы и рукоположения следующих епископов:

В 1973 году преосв. Матфея еп. Аттики и Мегары,

преосв. Николая - еп. Пирея и островов,

преосв. Лазаря - еп. Вресфены,

преосв. Пахомия - еп. Арголиды,

преосв. Феодосия - еп. Фтиотиды,

преосв. Эвмения - еп. Крита,

и преосв. Тита - еп. Сервиона и Козаны.

Все кроме епископа Пирея были рукоположены его высокопреосвященством при сослужении других архиереев. (см. КГО февраль 1973 г.)

3 февраля 1989 г. епископ Салоник Хризостом, рукоположен Его Высокопреосвященством в церкве Святых апостолов в Мандре, Аттика (см. КГО 1989, стр.66-84).

После «раскола 5 епископов» (более известного в России как «Григорьевский раскол», главой которого был Григорий Мессинийский – прим.перев.), были рукоположены в 1995 году епископы:

Перистерии - преосв. Галактион,

Мессогеи и Лавреотики - преосв. Кирик,

Китроса и Катерини - преосв. Горгоний,

Верии и Науссы - преосв. Тарасий,

и Ларисы и Трнова - преосв. Панарет.

Все, кроме преосв. Горгония еп. Китроса, рукоположены его преосвященством (КГО, 1995, стр.162-186).

В конце 1996 года выбраны: в епископы Диавлии - преосв. Андрей, а также в епископы Филипп - преосв. Хрисостом. Рукоположение совершил Архиепископ Андрей. (КГО 1996, стр.326-341).

Его Блаженство Архиепископ Афинский Андрей (Αρχιεπίσκοπος Ἀνδρέας) освятил совместно с другими архиереями 28 храмов по всей Греции и за рубежом.

Несколько раз он посещал с пастырскими визитами Крит, Францию, Соединённые Штаты, Болгарию, Швейцарию, Канаду и в другие места, а также два раза официально навестил и Сестру-Церковь Кипра.

За время своего первоиераршества он обновлял церкви Афинской архиепископии; он построил церковный духовный центр; он обустроил здание церковного управления при храме Святой Троицы в Илиуполи, Афины. Он также отметил памятное место - келья Архиепископа Матфея I, в скиту в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Кератее, Аттика. Его Высокопреосвященство построил часовню Св. ап. евангелиста Матфея и церковь Воздвижения Честного Креста.

Добавим различные мероприятия в различных направлениях (школа византийского церковного пения, создание ИФСКАЕ (союз истинно-православных священнослужителей – прим.перев.), собрания представителей различных приходов, 11 священических собраний, его пастырская забота о православной молодёжи, которой уделял особенная забота: образовались школы вероучения (катихизиса), молодёжные лагеря с проповедями, Всегреческие собрания катехизаторов и молодежи, и подготовка катехизаторов.

По его предложению Св. Синод публично выразился по отношению к разным значительным церковным, общественным и национальным темам.

В течение своего пастырского начальствования Высокопреосвященный Архиепископ Афин рукоположил 75 священнослужителей: диаконов и священников.

Преставился Блаженнейший Андрей в 4 часа утра 21 сентября 2005 года в Афинской больнице и был погребён на архиерейском кладбище в Свято-Введенском женском монастыре.